Культура 09:52 7 Март 2017

В закулисье школьного театра «Легенда»

Театральный коллектив «Легенда» Колтушской СОШ 3 марта в актовом зале новой школы показал спектакль «Морозко» для учеников первых – четвертых классов. Для всех это долгожданное и историческое событие. Многие знают, что репетиции и премьерные показы всегда проходят в небольшом зале здания культурного православного центра церкви Иоанна Кронштадтского, времен Павловской постройки. Сейчас он уже с трудом может вместить в себя всех желающих наших, все увеличивающихся Колтушей.

Сегодня я встретилась с бессменным руководителем коллектива, педагогом Колтушской школы – Любовью Алексеевной Антоновой, которая уже 18 год занимается с ребятами. Готовит спектакли с нуля — от написания сценария до режиссуры, от подготовки реквизита до подбора костюмов. А еще сценическая речь, пластика, репетиции, – на которых каждая фраза и мизансцена прорабатывается десятки раз, подчас через слезы и преодоление себя.

Музыка и свет, улыбки радости и сопереживание героям, эмоции зрителей и овации – все это жизнь, все это ТЕАТР! Наш, свой, родной – Колтушский!

— Любовь Алексеевна! – 17 лет – большой срок – это уже два поколения школьников, почти, наверное, сотня ребят и более 30 спектаклей! Какие постановки наиболее запомнились Вам за эти годы?

– Мы ставим всегда два спектакля в году – зимняя сказка к Рождеству и разные темы, и сказочные истории к весне и празднику Пасхи. Из последних постановок это – Снежная Королева, Морозко, Буратино, Кошкин дом, Новогодние приключения Маши и Вити, 12 месяцев, Спящая красавица. 

Все истории известные, особняком стоит постановка «Черничная царица», очень сильная и пронзительная аллегория про гибнущую от человеческого варварства природу. На спектакле подобрался сильный актерский состав от 6 до 14 лет, удачный подбор артистов на каждую роль. Музыка и песня главной героини потрясали своей пронзительной глубиной и к трагическому финалу в зале многие не могли сдержать слез. Сочетание звуков, смысла и эмоциональной отдачи юных актеров совершили по окончании спектакля минуту тишины, а после осознания, шквал аплодисментов и овации.

– Да я помню, конечно, этот спектакль, мне посчастливилось его посмотреть раза четыре и каждый раз он вызывал множество эмоций и слез. Это несколько необычно для детских постановок, но через такие спектакли можно действительно «достучаться».. Есть ли в планах еще раз его поставить?

– Думаю все возможно, для главной роли нужна актриса с сильным поставленным голосом и певческим талантом, которая сейчас уже подрастает. Придется подождать два – три года.

– А как проходит таинство выбора спектакля для новой постановки и распределение ролей. Есть ли борьба за роли, как во взрослых театрах?

— Решающим фактором является текущий состав труппы. К моменту премьеры мы уже начинаем готовиться к новому спектаклю, чтобы у детей поддерживалась заинтересованность. Я смотрю кого больше мальчиков или девочек. В год с преобладанием ребят ставили «12 месяцев», девочек – «Спящую красавицу», где было много фей.

Еще спектакль «собирается» вокруг главного героя – одного или нескольких. Я вижу потенциал и возмож- ности каждого. Важна, конечно, харизма и внешность. Иногда видишь ребенка и угадывается образ, напри- мер, Буратино, Герды, Марфушеньки, Разбойницы из «Снежной королевы», Кошечки из «Кошкин дом». Есть ребята очень характерные, которых сразу видишь в определенной роли, а есть пластичные, которым мож- но дать и образы молодцов-удальцов и мальчиков – хулиганов и чтецов-рассказчиков.

Некоторым актерам везет и они за спектакль меняют по два образа – например, в «Новогодних приключениях Маши и Вити» юная актриса играла две роли – Бабы яги и принцессы из «Бременских музыкантов». Вспоминая «Черничную царицу» — здесь ключевым был голос и умение петь главной героини.

При распределении ролей, бывают случаи, что ребята ропщут и не хотят кого-то играть или наоборот несколько девочек, например, хотели стать черной колдуньей в «Спящей красавице». Здесь приходится убеждать, аргументировать, искать компромиссы, например, давать две роли или обещать дать более характерную или ведущую в новой постановке. Все, как и во взрослых театрах.

Самое интересное, что ближе к премьере все уже довольны и вжились в свои образы. Забавно наблюдать, когда за пол года репетиции ребята часто обращаются друг другу по именам или прозвищам героев.

– Любовь Алексеевна, понятно, что многие сказки и истории всемирно известны у них есть авторы, но одно дело сказка или кино, а другое дело театральный сценарий, ведь это по сути уже новое произведение, кто все это пишет?

— В свое время я получила несколько специальных режиссёрских и педагогических образований, поэтому могу и делаю это сама.

— Как происходит таинство подпадания в Театр?

— Состав пластичен, есть костяк, есть ребята, которые приходят на один спектакль и идут дальше в поисках «своей дороги». Помимо театра я преподаю кружок «Звучащее слово» в школе и конечно вижу способных, не боящихся выступать детей, приглашаю их посмотреть что у нас в театре происходит.

Многие приходят сами, после того как посмотрят спектакль, увидят своих одноклассников на сцене. Детям тоже хочется «Сценической славы». А потом начинаются многочасовые репетиции, труд, без выходных и каникул. Особенно зимой, поскольку премьера 7 января, а мы начинаем делаем прогоны каждый день со 2 января. Не многие на это готовы. Бывает, что ребята уходят после трех – пяти, семи репетиций. Происходит притирка меня, как педагога, и ребят, от которых требуется большое подчас преодоление себя.

А есть те, кто двигается вперед уже восьмой — десятый спектакль, когда уже даже не сразу вспоминают все сыгранные роли. Еще в театре есть семейная преемственность. Когда старший брат или сестра приводят младших. Сейчас в текущем составе играет девять братьев и сестер!

— Через какое время актер «начинает играть» или при врожденном таланте у ребенка может получиться с первого спектакля?

— Моя задача дать новичку «посильную» и интересную для начала роль, подходящую по темпераменту и объему. И если мы попадаем в точку и ребенок хочет «играть», потому как желание и интерес очень важен, тогда он попадает в «десятку» с первого спектакля.

А дальше роли могут быть разные и уже включается накопленный опыт, старание. Есть дети, которые органично себя чувствуют на сцене, им нравится быть в центре внимания, это их среда. Конечно, нужна практика и навыки, приемы которым мы обучаемся. И вполне через два — три года им можно доверить почти любые роли.

Среди своих подопечных я вижу несколько готовых актеров театра, буду рада, если они найдут свое жизненное призвание в актерской, сценической профессии.

— Любовь Алексеевна, а есть ли примеры, когда Ваши выпускники ушли в искусство?

– Да, Дарья Фуфаева, закончила Культ просвет училище и работает в Янинском доме культуры. Гарусова Юлия играет в театре им. Акимова.

Максим Смирнов снимался в Ералаше и кино. Есть ребята, которые в старших классах подрабатывали Дедом морозом и Снегурочкой. Кто- то стал аниматором, не все истории знаю, потому что некоторые уже из Колтушей уехали.

— Помимо возможной профессиональной карьеры, помогает ли театр ребенку в его повседневной школьной жизни?

— То, что лежит на поверхности – это развитие памяти, дикции, пересказы информации на гуманитарных школьных предметах. Таких ребят всегда выбирают для школьной самодеятельности, выступлений, праздников. Все это идет в общее портфолио и работает на будущее.

Второй аспект – авторитет и популярность в классе, причастность к актерской «касте».

Театральное лицедейство помогает и в повседневной жизни, придает уверенности в себе, улучшает коммуникативные навыки, самостоятельность.

Выступления на большой сцене это еще и школа жизни и концентрации внимания. Одно дело просто репетиции и совсем другое зал, в котором 400 человек, твои одноклассники и надо работать голосом без микрофона, абстрагироваться от озорников, которые бывают сидят на первых рядах и отвлекают юных актеров выкриками и смешками.

— Вы воспитали уже не одно поколение и пред Вами наглядно прошли дети разных лет. Сейчас мир изменяется настолько стремительно, что если раньше отличия были заметны через десятилетие, то сегодня этот срок сократился уже до трех лет!

— К сожалению, разница есть, я вижу это по театру и по кружку «Звучащее слово». Явно и очевидно влияние компьютерных игр, бессмысленных мультиков и прочего визуального ряда. У ребят проблемы с дикцией, правильным произношением, запоминанием диалогов.

А главные сложности с воображением и представлением себя тем или иным героем, вживание в образ, что очень важно для актерства. Чтение книг всегда стимулировало у детей воображение, это происходило само собой, потому что так устроен мозг человека.

При быстрой смене картинок и образов мозг уже ничего не достраивает, он ждет новой картинки, так постепенно способность представлять атрофируется. Занятия в театре хоть на немного отвлекают ребят от потока телевизионного и компьютерного мусора.

— К вопросу о изменении времен, а как изменялась музыка в спектаклях на протяжении лет, есть ли в театре музыкальный режиссер, ведь все ваши постановки пронизаны музыкой?

— Конечно музыка придает спектаклю завершенность, помогает расставить акценты, разделить сцены. А еще есть песни героев и небольшие танцевальные зарисовки. Музыка может усилить эпизод, финал или служить фоном, когда актер не ведет диалог.

Почти все музыкальные подборки – мой поиск и отбор, что то подсказывают аккомпаниаторы. Долгие годы вся музыка исполнялась на пианино, это живой звук, что особенно ценно. Много лет для театра играла выпускница Колтушской музыкальной школы – Яна Лорри.

Еще несколько лет назад пианистка по причине болезни не смогла до нас доехать и пришлось, буквально за пару часов искать замену на премьеру. Нашли гармониста, а спектакль был сборный микс из разных сказок и много разных известных и не очень мелодий надо было буквально импровизировать. Получилось в итоге здорово и колоритно.

Сейчас все загружено в компьютер, надо только все включить в нужный момент. В этом нам очень помогает бывший актер театра Эдуард Деев, ученик 8-го класса Колтушской школы.

Зато появилась мобильность и можно показать спектакль на любой сцене и помещении, т.к. рояль уже не нужен, достаточно взять планшет и звуковые колонки.

— Вы не раз говорили о труде Ваших актеров. Я знаю, что не раз ребята давали по четыре спектакля в один день с перерывами всего в пол часа. Какие секреты Вы применяете, чтобы достичь такой концентрации и самоотдачи у юных актеров, некоторым из которых по 6 – 7 лет?

– Актеры, как солдаты – надо, значит надо. Многие привыкли, сложно только первый раз. Срабатывает интересный эффект, когда актеры заряжаются энергией от зала, эмоций, аплодисментов и каждый последующий спектакль играют лучше, легче, как по накатанной.

– Театр «Легенда», наверное по своему, уникален, потому что имеет свой театральный репетиционный зал с настоящей сценой, обширную костюмерную, где более 200 костюмов и образов, да еще и занятия в нем бесплатные! Кто помогает Театру существовать?

– Театр школьный. Помещение предоставляет культурно – православный центр церкви Иоанна Кронштадского. Его руководитель Сергей Глебович Медведев оказывает всестороннюю поддержку Театру – содействие в изготовлении декораций, костюмов, реквизите.

В прошлом году в зале сделали ремонт, выделили место под отдельную большую костюмерную. Проведена независимая всесезонная отопительная система, поэтому в театре теперь всегда комфортная температура.

Актеров приглашают на праздники, проводимые в ПЦ, после премьер дети получают подарки и угощения.

Администрация Колтушской школы и лично Татьяна Владимировна Захарова поддерживает Театр, заботится и многие годы организовывала выступление коллектива в ТРЦ на большой настоящей сцене, где ребята чувствуют себя настоящими актерами. Сейчас нужды в этом уже не будет, потому что построена новая школа с роскошным актовым залом. Школа всегда предоставляет автобус для выездов на гастроли.

Не остаются в стороне и родители, они помогают с костюмами, реквизитом и декорациями, многое сделано для театра своими руками. Мы всегда рады любой помощи, особенно старинным костюмам, тканям, предметам русской или фольклорной утвари.

— Ребята по секрету рассказали мне, что уже активно репетируют новый спектакль «Буратино», когда его можно будет увидеть?

— Всех желающих приглашаем на премьеру в наш Театр — 16 апреля в день праздника Пасхи!

— Спасибо, Любовь Алексеевна за такой интересный рассказ! Будем с нетерпением ждать новых выступлений.

Интервью с юными актерами и их родителями в следующем номере.

Алла Вейс