Общество 13:19 12 Октябрь 2018

Природа «Майских указов». Образование

Воспринимая как естественное сегодня, молодые люди, заканчивая ВУЗы и другие учебные заведения, без особых проблем устраиваются на работу, практически всегда по специальности. А еще каких-то пятнадцать, двадцать лет назад ситуация с образованием была на грани катастрофы, от которой спасал исключительно личный энтузиазм, альтруизм и даже неподдельный патриотизм преподавателей школ, ВУЗов и других учебных заведений.

Военные высшие учебные заведения того времени, основываясь на дисциплине и четко поставленных целях, достаточно четко выполняли задачи по подготовке офицерских кадров и не дали ввергнуть страну в 90-х годах в пучину хаоса. При этом гражданские, в том числе педагогические ВУЗы, откровенно «заваливались на бок», делая приоритетом скорее профессии модные, нежели нужные.

Мода на деньги и западные эталоны в те годы как выхлоп породила огромное количество кафедр экономики, менеджмента и юриспруденции даже там, где, казалось бы, этому места никогда не было; никого не интересовало зачастую, кто будет преподавать дисциплины, и какие знания будут даваться студентам – это отдельная история. Факт остается фактом – армия юристов и экономистов с дипломами различного цвета оказывались после окончания своих учебных заведений наедине с внешним миром. Если у вышеперечисленных «бывших студентов» при трудоустройстве еще мог сработать фактор престижности ВУЗа, то судьбы «физиков и химиков» могли складываться совершенно непредсказуемо и диаметрально противоположно от нищеты до востребованности в зарубежных корпорациях.

Так, или иначе, «…собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» Российская земля «продолжала рождать», как и прежде, и, тут же, совершенно бездарно, разбрасывалась ими же. Так дальше продолжаться не могло.

Майские указы президента Российской Федерации Владимира Путина гармонично завершили формирование контуров приоритетных задач. Впервые за многие годы дошкольному, школьному, профессиональному и послевузовскому образованию уделена большая часть указов. Это не какие-то отдельные пожелания, а единая стройная концептуальная система действий, которая должна сопровождать граждан страны на протяжении всей жизни.

Основываясь на тезисах «Майских указов» важно отметить, что важным фактором образовательного процесса выделена разработка учебных планов, которые в обучающей форме моделируют различные ситуации в сфере деятельности будущего специалиста, реалистичные практики с учетом требований технологического развития – все это и многое другое в конечном итоге дает понимание востребованности в рамках полученного образования.

Ставка делается в большей степени не на гуманитарные науки, которым справедливо отведена отдельная часть Указов, а именно на научно-технические направления и поддержку молодых специалистов. Объективно – технологический прогресс не стоит на месте. Так, например, те же традиционные лидирующие позиции военно-промышленной и космической отраслей требуют новых профессиональных кадров, в том числе со свежим взглядом на решение существующих вызовов.

Итогом же реализации «Майских указов» в части раздела «Образование» должно стать появление востребованных обществом и государством специалистов, готовых нести персональную ответственность за принятые решения в области своих компетенций, постоянно совершенствующих навыки и знания через дополнительное образование.