Культура 11:53 30 Март 2018

ПОДКОВАННАЯ БЛОХА и УВЕЛИЧЕННАЯ МОЛЕКУЛА ЦИАНИДА – Вы такое видели?

Вот и наступили долгожданные весенние каникулы, у многих ответственных родителей возникает резонный вопрос: куда отправиться со своим чадом? Многие подростки порой скептически относятся к посещению музеев, особенно если это картинные галереи или унылые залы с черепками какой-нибудь доисторической посуды.

Между тем, в Санкт-Петербурге есть не один десяток нетривиальных музейчиков, вот хотя бы парочка:

«Русский левша» на Итальянской, 35.

Это первый в России интерактивный музей микроминиатюры. Коллекция уникальна тем, что все экспонаты меньше миллиметра. Рассмотреть микрообъекты можно исключительно с помощью увеличительных устройств — микроскопов, вмонтированных в выставочные формы. Коллекция произведений выполнена, в буквальном смысле, из пыли золота, серебра, платины и обычной бытовой, серой — под большим увеличением радужно-цветной.

Автор — мастер-микроминиатюрист, физик СО РАН Владимир Анискин, из Новосибирска. Он использует разные ремесла: кузнечное дело, литье, обработку стекла, работу с берестой, ювелирное искусство — процессы обработки на микроуровне детально повторяют обычные технологические процессы. В экспозиции можно увидеть: подкованную блоху (подковы блохи в 6 миллионов раз меньше подковы лошади), караван верблюдов в игольном ушке (высота верблюдов 0,07-0,08 мм), текст в 2 печатные страницы на срезе рисового зернышка, коллекцию государственных наград на крупинках мака, розу внутри волоса, микроминиатюрных героев мультфильмов.

Помимо продажи произведений современного искусства и выставочной деятельности в галереи проводят самые разные ремесленные мастер классы для школьников и взрослых.

Входной билет для школьников 250 рублей. Мастер классы от 600.

«Музей ядов» — временная выставка в галерее Anna Nova,

ул. Жуковского, 28

«Музей ядов» — это проект на стыке археологии, биологии и искусства.

Автор экспозиции — Илья Федотов-Фёдоров.  Илья занимается тем, что сам называет биоартом. При этом, прежде чем начать называть себя художником, Илья проделал путь, в котором нашлось место и науке, и журналистике, и путешествиям.

Используя визуальные элементы ядовитых животных и растений, художник создает своеобразный музей ядов, артефактов средневековой индустрии противоядий и оберегов от болезней.

Древние племена считали яды и болезни одной субстанцией, и использовали для их обозначения одни и те же слова. Люди демонизировали болезни, представляя их в виде чудовищ, и изготавливали от них обереги и ловцов духов. Позднее, в Средние века, яд стал практически аристократической алхимией, как и противоядия, приобретавшие всё более изощренные формы. В то время основой для изучения этой темы были наблюдения за ядовитыми растениями и животными, однако, и до сих пор это одна из самых малоизученных областей биологии. Кроме того, информации про ядовитые вещества практически нет в открытом доступе. В итоге из-за своей сокрытости эта сфера обросла мифами и стала спекулятивным полем для общественного сознания.

Однако, Федотов-Федоров рассматривает данную проблематику шире. Он представляет интернет как новую среду обитания человека, где место ядовитых флоры и фауны занимает информация, которая тоже может оказаться смертельной. Поэтому на выставке наравне с объектами участвуют тексты из сети – от опасных диет, способных подорвать здоровье, до сомнительных советов по самолечению, следование которым может привести к летальному исходу. Проект анализирует глобальную проблему достоверности информации, разграничения правды, вымысла и откровенной лжи.
«Музей ядов» – это первая часть большого исследования, которое художник продолжит в Голландии с апреля по сентябрь 2018 года при поддержке медицинского университета и центральной больницы Амстердама.

Вход на экспозицию свободный.