Общество 10:37 16 Апрель 2019

От Вербного воскресенья до Пасхи

Идёт Великий Пост. Впереди нас ждет Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), страстная неделя и Пасха – самый главный христианский праздник.

Огромная масса людей обязательно посетит храм в этот период, но особенно много прихожан в церкви будет на Пасху. Все хорошо знают, что в этот праздник принято освещать праздничный кулич и яйца. На Вербное Воскресенье люди идут в храм, чтобы осветить вербу и оставить её на весь предстоящий год в своём жилище.

Вербное Воскресенье в этом году выпало на 21 апреля, оно отмечается на шестой неделе Великого Поста. Вход Господень в Иерусалим является переходящим двунадесятым праздником, это значит, что дата его празднования меняется, как и дата Пасхи.

Вербное воскресенье

В вербное воскресенье церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим.

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», — сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали: «Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!».

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Страстная неделя

Слово «страсти» с церковнославянского переводится как «страдания». Седмица посвящена воспоминаниям о последней неделе земной жизни Сына Божьего. Православные особо почитают эти дни, скорбя о мучениях Спасителя, который для искупления человеческих грехов принял на себя муки.

Исходя из печальных событий, знаменующих эту неделю, верующими соблюдается самый строгий пост в году. В эти дни нужно отказаться от чревоугодия. Но соблюдение поста — это не только воздержанность в еде. Телесное голодание обязательно проходит вместе с духовным очищением.
Истинные верующие, желая приобщиться к пути Спасителя, должны проводить эту неделю в покаянии, благочестии, милосердии, чтобы просветлиться душой, очиститься от грехов. Воздержание от суетного и мирского, отказ от пороков помогают в соединении с духовным.

Каждый из дней Седмицы имеет свой особенный смысл. С понедельника по среду проводится подготовка к страстям. Эти три дня Иисус провел в храме, посвящая людям в свое учение, поэтому проводятся особенно долгие богослужения. Вспоминаются беседы, обращения Учителя к своим ученикам, к народу. Все песнопения пронизаны страданием и болью о человеческой греховности. Во все последующие дни церковь также проводит службы, для каждого дня она своя. Все последующие моления полны страданий, но уже не за греховность людскую, а за те страсти, которые Иисус Христос принял во спасение человечества.

Основу рациона должны составлять следующие продукты:

  • сырые, квашеные или сушеные овощи, ягоды, фрукты;
  • орехи;
  • грибы;
  • постный хлеб;
  • холодное питье — вода, травяные настои, чай.

От чего нужно отказаться:

  • любая животная пища (мясо, молочные продукты, яйца, рыба);
  • сдобная выпечка;
  • сладости (можно только мед);
  • алкоголь;
  • горячая еда;
  • растительное масло.

Пасха

Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. Праздник Пасхи у православных христиан в этом году состоится 28 апреля.

Согласно Библии, сын Божий Иисус Христос принял мученическую смерть на кресте во искупление грехов человечества. Он был распят на кресте, установленном на горе под названием Голгофа, в пятницу, которая в христианском календаре получила название Страстной. После того как в страшных муках Иисус Христос вместе с другими приговоренными к смерти на кресте скончался, его перенесли в пещеру, где и оставили его тело.

В ночь с субботы на воскресенье раскаявшаяся грешница Мария Магдалина и ее приспешницы, которые так же, как и она, приняли христианскую веру, пришли в эту пещеру проститься с Иисусом и отдать ему последнюю дань любви и уважения. Однако, войдя туда, они выяснили, что гробница, где находилось его тело, пуста, а два ангела возвестили им, что Иисус Христос воскрес.

Название этого праздника происходит от древнееврейского слова «Песах», которое означает «избавление», «исход», «пощада». Оно связано с событиями, описанными в Торе и Ветхом Завете – с десятой, самой страшной из египетских казней, которые Бог обрушил на египетский народ. Как повествует легенда, на этот раз наказание заключалось в том, что все первенцы, родившиеся как у людей, так и у животных, умирали скоропостижной смертью.

Единственное исключение составляли дома тех людей, которые были отмечены особым знаком, нанесенным кровью агнца – невинного ягненка. Исследователи утверждают, что заимствование этого названия для обозначения праздника воскресения Христа было связано с верой христиан в то, что он был невинен как этот агнец.

Большая часть пасхальных обрядов сохранилась до наших дней, в том числе – всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, приготовление куличей и пасох. Христосование – это обмен поцелуями, который сопровождается произнесением традиционного пасхального приветствия: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». Тогда же происходил обмен крашеными яйцами.

Существуют разные версии происхождения традиции крашения яиц. Согласно одной из них, куриные яйца, упав на землю, превратились капли крови распятого Христа. Слезы рыдавшей у подножия креста Богоматери падали на эти кроваво-красные яйца, оставляя на них прекрасные узоры. Когда Христос был снят с креста, верующие собрали и поделили между собой эти яйца, а услышав радостную весть о Воскресении, стали передавать их друг другу.

Традиционными блюдами пасхального стола являются кулич и творожная пасха. Считается, что до распятия Христос и его ученики вкушали пресный хлеб, а после Воскресения – квасной, т.е. дрожжевой. Его и символизирует пасхальный кулич. Пасха изготавливается из протертого творога в форме четырехгранной пирамиды, олицетворявшей Голгофу – гору, на которой был распят Иисус Христос.