Общество 12:39 12 Октябрь 2018

ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

8 октября в день преставления святого Сергия Радонежского во всех храмах Русской Православной Церкви совершается Божественная литургия в память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Трудно переоценить значение трудов этого человека для духовного роста и сплочения русской нации, создания единого мощного православного российского государства.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. При рождении он был именован Варфоломеем. В семилетнем возрасте отрока отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Когда родители умерли, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес в 12 верстах от Радонежа. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы, и 7 октября 1337 года Варфоломей принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы.

Вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Тесные узы духовной дружбы связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от ига Орды. Великий князь московский Димитрий Иоаннович ( будущий Донской), начал собирать в Коломне армию для решающей битвы с Мамаем. Из Москвы в Коломну пришло ядро русского войска, затем подошли полки Владимира Серпуховского и полки белозерских, ярославских и ростовских князей. Князь Дмитрий пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу русскому воинству: «И дал им Сергий ”вместо тленного оружие нетленное: Крест Христов нашит на схимах. И повелел им вместо шеломов возложить на себя”, и отдал их в помощь великому князю, промолвив: ”Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники”. Напоследок сказал им угодник Божий: ”Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!” И всему православному войску дает он Христово знамение, мир и благословение». Последующие события показали, что прозирая грядущее, игумен Сергий послал монахов с особой целью.

8 (21)сентября 1380 года на юго-востоке Тульской области недалеко от реки Дон, на Куликовом поле состоялась би́тва между объединённым русским войском и войском темника Золотой Орды Мамая. Мамай опирался на союз с Западом: с литовским князем Ягайло и с генуэзскими колониями в Крыму. Оценивая численность войск, историки сегодня говорят о нескольких десятках тысяч воинов с каждой стороны, общим числом 100-150 тысяч, что для того времени было очень много. Некоторый численный перевес был у войска Мамая.

По заведенному с древности обычаю битве должен предшествовать поединок двух лучших воинов противостоящих армий. Считалось, что победа будет за той стороной, чей воин выйдет победителем. Кроме того, проигравшая сторона была обязана атаковать, что означало большие, чем у оборонявшихся, боевые потери. От ордынского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами «Бон-по». Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника. От русичей вызвался Александр Пересвет. Он на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы. Воины летели на конях навстречу, и когда сблизились — ударили друг друга пиками. Челубей умер сразу, упал с коня, и конь тащил его за ногу, застрявшую в стреме. А Пересвет остался живым, чудом удержался в седле. Лишь когда въехал он в строй русских воинов, душа покинула тело, и тело упало на руки ратников. Поэтому победителем в поединке и русские, и «бусурмане» считали Пересвета! Это вызвало полное замешательство войска Мамая: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

Дело в том, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов. В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

По рассказу епископа Митрофана (Баданина) в 1984 году группа молодых людей из России, в числе которых был и ныне уже монах Троице-Сергеевой лавры, поехала в Тибет. В одном из буддийских монастырей им показали особую книгу, где фиксируются их важнейшие духовные события.  Оказалось, что имя русского монаха Пересвета записано в этой книге, победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей, как свидетельство, что «Велик Бог русских, и воины его непобедимы».

На Куликовом поле русские воины одержали полную победу над вражескими полчищами, положив начало освобождения Русской земли от ордынского ига. Есть предание, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Второй из посланных Преподобным Сергием монахов-схимников Андрей Ослябя перенёс князя в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией монастыря стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. На Куликово поле во главе своих дружин отправились несколько русских князей, а вернулись они оттуда — единым русским народом.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, Преподобный преставился к Богу 25 сентября (8 октября) 1392 года. Обитель святого Сергия – Свято-Троицкая Сергиева лавра, сегодня крупнейший мужской монастырь Русской Православной Церкви.