Общество 21:28 30 Ноябрь 2016

«Если бы всё было так просто…»

«125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории» — такова тема Епархиальных Международных чтений, работавших на минувшей неделе в Выборге.

Открывая чтения епископ Выборгский и Приозерский Игнатий сказал: «Следующий год – год столетия одного из самых серьёзных испытаний и потрясений в русской истории, сопоставимого с монголо-татарским нашествием,Смутой начала 17 века и Великой Отечественной войной».

Официальная оценка революции 1917 года в общественном сознании нашей страны претерпевала серьёзнейшие изменения. Я родился и воспитывался во времена, когда она была исключительно положительной, затем (лет 25 назад) — поменялась на противоположную. И хотя с тех пор прошло сто лет, до сих пор эта тема вызывает горячие споры. Для верующего человека не остаётся сомнений, что кровавые катаклизмы революции были наказанием нашему народу за утрату образованным его классом живой веры, за воздвижение «иных алтарей» — поиска «гражданских свобод», «передовых», «гуманистических» ценностей, в мире которых не оставалось места Богу и Его Правде.

Конечно, узловым событием считают и будут считать октябрьский переворот – непосредственный приход к политической власти людей, начертавших атеизм и богоборчество на своих знамёнах. Но задумывались ли мы, почему во вчерашней верующей православной стране они взяли власть так легко? Помним ли мы, что революция началась не в октябре, а в феврале – с падения монархии в результате заговора людей, которые позже возглавили белое движение. И если бы всё было так просто (красные – неправы, белые – правы) – почему же белому движению Богом не дана была победа?

Думается, именно потому, что однозначно правой стороны в революции и гражданской войне просто не было. Да, верующие православные, как правило, были в конкретных обстоятельствах на стороне белых, но не они определяли идеологию и курс этого движения. Оно было руководимо людьми либеральных убеждений, повинными в грехе измены своему Царю, приложившими руку к разрушению российского государства и тем открывшими дорогу большевикам-богоборцам. Белое движение не было ни православным, ни отстаивавшим национальные русские интересы – оно было лишь противо- большевицким, и не шло дальше этой цели. А когда вы только против чего-то или кого-то, и не имеете чёткого осознания, за что вы – ваше дело обречено на провал. Уже в ходе гражданской войны белые лидеры (как они считали – вынужденно) пошли на сотрудничество с иностранными правительствами, глобальной целью которых было лишь максимальное ослабление России и лишение её статуса великой державы, а ближайшей – разграбление «бесхозных» на тот момент материальных богатств нашего Отечества. Именно на подчинённости белых интервентам часто и играли большевики, на таких примерах добивавшиеся перехода честных русских патриотов на свою сторону. Что уж говорить о временах эмиграции, где белое движение просто выродилось в прислужника иностранных разведок, а в годы Великой Отечественной войны – и того хуже, оказалось в рядах гитлеровских агрессоров, не скрывавших цели уничтожения и порабощения России.

Любители хлёсткого лозунга «против большевиков – хоть с чёртом» не могут понять, что православный человек не может быть с чёртом по определению, и что если перед православным человеком ставят именно такой выбор, он задумается: «а не правы ли большевики, если против них — чёрт»? Белое движение проиграло, потому что не несло в себе правды Божией, и в этом главное отличие смуты 1917 года от Смуты начала 17 века: тогда русские люди, даже лишённые Царя, смогли сорганизоваться, и — по благословению Церкви — отразить нашествие иноплеменников и восстановить нормальные основы русской жизни, в том числе и Царя избрать. Тогда нутро народное было здорово, и поэтому Русь устояла. В 1917 году сама нервная система русского общества была поражена болезнью, и понадобились десятилетия «хождения по мукам», чтобы люди вспомнили Бога…

… В гражданской войне не было правых и виноватых, а жертвой её был весь русский народ как социально-культурная и религиозная общность, целостность, оказавшийся заложником кровавой практики реализации чуждых идей… Задача наша, сегодняшних русских и православных – изучать и осмыслять те страшные уроки, чтобы не повторять прошлых ошибок в будущем», — завершил свои слова Владыка Игнатий.

Работу чтений продолжили тематические секции, посвященные церковно-государственным отношениям, работе Церкви с молодежью, взаимодействию Церкви и Вооруженных сил России, социальному служению. Заседание секции «Молодежь в современном мире» провел священник Артемий Литвинов, председатель отдела по работе с молодежью Выборгской епархии, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Колтушах.

Яна Сенькина