Общество 10:30 23 Январь 2019

Дороги покоряются отважным

Знакомьтесь: герой нашего номера – Ярослав Фролов. Человек, который, несмотря на все сложности в начале пути, сумел объединить людей и создать активную группу по велотуризму.

Ярослав, расскажите о названии, ведь известно, что как корабль назовешь, так он и поплывет.

– ПВО-Всеволожск. Почему ПВО? Мне очень часто на выездах и вне их не перестают задавать этот вопрос. Противо-Воздушная-Оборона? Это самый популярный вариант расшифровки аббревиатуры, который приходит на ум. На самом деле всё достаточно просто – Покатушки-Вело-Отдых. В нем вся суть и направленность нашего сообщества, так как курс изначально был взят исключительно на отдых, хотя есть в нашей группе и те, кто помешан на спорте и постоянных тренировках.

Я так понимаю, что на начальном этапе было немало трудностей в создании команды энтузиастов?

– Как и многие любители, с самого раннего детства я просто катался и получал от этого удовольствие до какого-то времени. Переломным моментом стало лето 2016 года, я вдруг осознал, что все мои друзья, с кем я раньше мог сесть на велик и уехать куда глаза глядят, вдруг стали настолько занятыми и семейными, что мы встречались уже в лучшем случае раз в полгода. Для меня же велосипед – это жизнь, но при этом наслаждаться жизнью в одиночестве никогда не входило в мои планы и никогда не было принципом.

Так появилась мысль начать поиски единомышленников во всяческих тематических группах в социальных сетях, в частности «ВКонтакте», которых было великое множество. Во время поисков я сталкивался с очень неприятным явлением в виде необязательности практически всех тех, с кем договаривался покататься вместе. Люди просто без объяснения причин и хоть какого-то оповещения не приезжали в назначенный день и время к оговоренному заранее месту встречи. Так день за днем пролетало лето, я продолжал ежедневно кататься в одиночестве по просторам нашего прекрасного района, но не терял надежду обрести новых друзей и знакомых в направлении совместного велоотдыха.

По ходу поиска бывали разные ситуации. Кто-то из Питера боялся ехать за город, и эти кто-то были, естественно, девочки, аргументирующие свои страхи незатейливо: «А вдруг ты маньяк», что было для меня смешно. Ближе к концу сезона я многим намозолил глаза так, что начали происходить первые реальные встречи, но необязательность, тем не менее, настолько зашкаливала, что я решил попробовать искать единомышленников не в питерских тематических сообществах, а в наших местных, которых, к большому сожалению, не нашел.

В итоге мое терпение к тому времени было на пределе, и от всей этой несправедливости мною на тот момент уже правили эмоции, я решил: если не я, то кто?! И тут, наверное, уже и сам Бог велел, ибо я к тому времени восемь лет занимался продвижением разных музыкальных проектов в социальных сетях. В итоге 22 августа 2016 года я зарегистрировал сообщество под названием ПВО-Всеволожск.

Ваши любимые места для велоотдыха?

– Мы обожаем эту местность за необыкновенно красивую природу, за песчаный плотный грунт практически в любое время года, и даже некоторые грязевые отрезки нас не смущают.

Если брать непосредственно район Суоранды, то, конечно же, становится еще и психологически сложно кататься там, ибо шум от мототрассы стал явлением не временным, а постоянным не только по выходным, но и по будним дням. А нам, велосипедистам, всегда хочется ехать в тишине, дыша свежим воздухом, слушать пение птиц, спокойно общаться и не ждать постоянно опасности быть задетым джипами или квадроциклами или ими же окаченным грязью из лужи.

Еще мы очень любим Колтушское озеро и парк в Павлово. В окрестностях Колтушей, естественно, Коркинское озеро – одно из наших самых любимых мест. До недавнего времени, пока ворота для всех желающих были открыты, мы очень любили Андреевский скит, для души там было отличное место! Теперь приходится лишь обходить эту территорию стороной, через мостик, который для нас заботливо сделали, перед тем как закрыть свои ворота для всех желающих.

Очень хорошо и душевно нам кататься в частном секторе: Орово, Колбино, Лиголамби, Воейково, Коркино, Уварово, Вирки, Озерки. Там всегда тихо, спокойно, красиво и есть на что посмотреть и порадоваться за тех, кто там обитает. Но самое большое впечатление в Колтушах и окрестностях производят, естественно, природа и озера. К счастью, многое удается сохранять в чистоте, к чему мы, собственно говоря, каждый год тоже причастны и не собираемся сбавлять оборотов.

Ярослав, нужна ли спортивная или какая-то специальная подготовка, чтобы участвовать с вами в поездках?

– Так как основная направленность группы – прежде всего отдых, мы не заявляем об уровне подготовки для участников, оставляя этот момент на усмотрение каждого, кто к нам собирается присоединиться. Тот, кто в теме, и так все прекрасно понимает из общего описания маршрута. Для новичков заранее специально прорабатывается лайт-версия с возможностью схода с дистанции в оптимальном месте. Возрастных ограничений у нас нет, так как мы передвигаемся в основном по пересеченной местности, поэтому рады всем желающим. Если вдруг к нам на старт приезжают несовершеннолетние без сопровождения, то ведущий обязательно определяет того, кто будет за ними присматривать, но и все остальные по ходу подбадривают, подкармливают и всячески помогают.

Для тех, кто вдруг переоценил свои физические возможности и обессилел, у нас всегда найдутся буксировочный трос и тот, кому за счастье будет тащить за собой обессилившего туриста. Мы категорически против того, чтобы бросать человека вдалеке от дома, и тем более в лесу или незнакомой местности. Подобное для нас неприемлемо, ибо с момента старта и до самого финиша мы одна семья, а в хорошей дружной семье своих в беде не бросают! Хотелось бы добавить, что все наши маршруты составляются заранее и накануне покатушки прокатываются по нескольку раз во избежание ситуаций форс-мажорного характера.

Какие велосипеды у ваших участников?

– Катаемся преимущественно на велосипедах горного типа, так называемых MTB. Класс велосипедов участников – на 70–80% начального уровня, иногда чуть выше начального, ближе к среднему, но большая часть именно начального, что явно подтверждает то, что в спорте с нами каши не сваришь, и на выходе будет лишь так называемый «матрас», если выражаться сленгом покатушников, т. е. исключительно прогулочный темп.

Насколько протяженным может быть маршрут?

– Самыми протяженными у нас были маршруты в 160–200 км, но до финиша добирались единицы. Как показала практика, предельный километраж для большей части даже подготовленных участников – не больше 100 км. Всё свыше – уже для монстров и фанатов такого вида отдыха. Для всех остальных это будет являться уж очень серьезным дискомфортом на следующий день, а иногда и следующие несколько дней, в физическом плане, особенно если такие километражи брать после продолжительной паузы в катании.

Как вы оцениваете дорожную инфраструктуру для велосипедистов в регионе, как с этим обстоят дела в соседней Европе?

– На родине у нас кататься очень некомфортно, но тем мы и сильны, что умеем приспосабливаться к абсолютно любым условиям. На дорогах общего пользования велосипедистам не рады. Автомобилисты пытаются нас с них вытеснить в прямом и переносном смысле. Нас подрезают, выжимают с дороги на обочину и с обочины, нас окатывают грязью, пылью и водой из луж, причем в большинстве случаев делают это специально. Нам постоянно сигналят, кричат в наш адрес нецензурные слова, в некоторых случаях даже бьют и ломают наши велосипеды. На тротуаре нам не рады пешеходы – они со своей стороны выкрикивают в наш адрес, бывает, и похлеще того, что говорят автомобилисты. Таким образом, получается патовая ситуация. Автомобилисты нам кричат, что наше место на тротуаре, а пешеходы указывают, что наше место на дороге, и как мы существуем в таких реалиях, знаем только мы сами, и каждый из нас, наверное, мог бы написать на эту тему книгу.

В городских парках велосипедистов тоже не ждут, во многие из них запрещают вход с велосипедом. В парках со свободным входом мешают пешеходы. Это и мамочки с колясками, очень часто идущие в два ряда, полностью перекрывающие свободный проезд или объезд. Это и дети, бегающие вокруг родителей из стороны в сторону, абсолютно не глядя по сторонам. Это и влюбленные парочки, которые идут за ручку и также очень часто перекрывают проезд. Все это вроде бы не критично и даже банально, но есть у велосипедистов такой термин, как старт-стоп. Это ритм, в котором абсолютно любой велосипедист очень сильно выматывается, что не может не сказываться на его психологическом и физическом состоянии.

В нашей стране велосипедисту вполне достаточно въехать в городской парк минут на 30 или прокатиться минут 15–20 по тротуару где-нибудь в центре города, и его запас энергии резко уменьшится, и настроение с легкого, позитивного начнет меняться в сторону легкого негативного, так как полной свободы велосипедиста лишат мгновенно, а неполная свобода – для многих это стресс, а стресс – это потеря энергии… Получается замкнутый круг. Все это вынуждает нас в поисках отдыха уходить на пересеченную местность в ближайших районах.

Что касается других стран, чаще всего жителей нашего региона полностью устраивают в плане велосипедного бытия Белоруссия и Финляндия. Ну а подальше уже по предпочтениям: Нидерланды, Бельгия, Испания, Франция, а кому-то Германия, Чехия и множество других стран. У каждого своя история на этот счет, но все как один твердят, что отдыха на велосипеде лучше, чем в Европе, наверное, нет больше нигде. Аргументы всегда железные: дороги лучше, отношение к велосипедистам как со стороны прохожих, так и со стороны автомобилистов (особенно) более уважительное. По крайней мере боязни быть «подрезанным» или не пропущенным на переходе или переезде нет даже на дорогах с приличным трафиком. Можно остановиться на ночлег и поставить палатку, не опасаясь за свою безопасность. Развитая инфраструктура позволяет проложить множество маршрутов по живописным местам. Там очень чисто, что тоже нравится всем велосипедистам, наблюдающим повсеместно горы мусора в нашей стране.

Вообще везде хорошо, где нас нет, а где мы есть, там все равно хотелось бы, чтобы было еще лучше. Потому что велосипедисты — это люди мира и свободы! Это люди добра, любви и позитива, несмотря ни на что, и в любое время года.

Чтобы завершить нашу беседу на положительной ноте, расскажите нашим читателям о традициях клуба.

– На сегодняшний день у нас есть несколько традиций, и они помогают нам не останавливаться на достигнутом и развиваться дальше. Одна из них – это двухдневный велопоход на Ладожское озеро, который мы совершаем обычно в середине или в конце июля, когда еще ночи теплые, но уже совсем не белые. Это позволяет нам любоваться прекрасными закатами, необыкновенно красивыми рассветами и смотреть, не отрываясь, на необъятный горизонт Ладоги, и видеть чудесное звездное небо. В поход обычно собираются самые активные участники сообщества, хотя анонсируем мы его для всех желающих. Всю ночь мы сидим у костра, рассказываем разные истории, вспоминаем, что приключилось с нами в этом году, и подводим небольшие итоги очередного постепенно завершающегося сезона. Ну и, естественно, купаемся, жарим шашлыки, играем в разные игры и в целом прекрасно проводим время.

Другая традиция – празднование дня рождения нашего сообщества. Мы проезжаем по улицам нашего любимого города большой группой с музыкой, шариками, флагами и неизменно прекрасным настроением. На финише всех участников по традиции ожидает сюрприз в виде накрытого стола и самой главной изюминки всего дня – праздничного торта.